С. П. Тимошенко. Русский основатель американской школы технической механики

С. П. Тимошенко

С. П. Тимошенко

Степан Прокофьевич Тимошенко (1878–1972) – всемирно известный ученый в области прикладной механики, член многих национальных Академий, иностранный член АН СССР, почетный профессор ряда крупнейших университетов мира. Родился в с. Шпотовка Черниговской губернии. Окончил в 1901 году Петербургский институт инженеров путей сообщения. По окончании института работал в Киевском и Петербургском политехнических институтах.

Первая научная работа С.П.Тимошенко «О явлениях резонанса в валах» (1905 г.) была опубликована в «Известиях Петербургского Политехнического института». В своих воспоминаниях ученый отмечал, что ни в одном из вузов России, Европы и Северной Америки, в которых ему довелось бывать и работать, он не находил такого высокого уровня преподавания, как в Петербургском Политехническом институте в те годы. И особенно он подчеркивал влияние, которое на его становление как ученого оказало участие в работе кружка по механике под руководством одного из основателей института – профессора В.Л. Кирпичева.

В 1920 году С.П. Тимошенко был вынужден уехать за границу: сначала в Югославию, затем – в США. «Америка мне определенно не нравилась, – признавался позже ученый. – Здесь инженерной наукой никто не интересовался, я чувствовал, что придется жить в полном научном одиночестве…» С.П. Тимошенко неоднократно отмечал низкий уровень инженерного образования в Соединённых штатах того времени.

Напротив российская школа инженерного образования в начале XX века испытывала подъём и была одной из лучших в мире. Именно поэтому многие эмигрировавшие в США русские инженеры получали там признание и даже становились основателями инженерных школ. Вот что писал С.П. Тимошенко позднее: «…основательная подготовка в математике и основных технических предметах давала нам огромное преимущество перед американцами, особенно при решении новых, нешаблонных задач». И ещё: «Теперь, через сорок лет, обдумывая причину наших достижений в Америке, я прихожу к заключению, что немалую роль в этом деле сыграло образование, которое нам дали русские высшие инженерные школы».

Неслучайно русские инженеры стояли у истоков многих важнейших достижений американской науки и техники. Так, И.И. Сикорский развивал в США авиационную технику, В.К. Зворыкин — телевидение, а С.П. Тимошенко стал родоначальником американской школы технической механики.

С.П. Тимошенко написал много выдающихся книг, которые и в настоящее время издаются на разных языках мира. А его монографии: «Колебания в инженерном деле», «Пластинки и оболочки», «Теория упругости» и другие цитируются практически во всех работах по прикладной механике. Необходимо отметить и ту важную роль, которую С.П. Тимошенко сыграл в популяризации российской и советской науки во всём мире. В частности, благодаря ему, во всём мире приобрёл популярность сборник задач по теоретической механике И.В. Мещерского. По словам самого Тимошенко: «Теперь эти образцовые задачи, столь знакомые преподавателям Петербургского политехникума, можно найти в технической литературе во всем мире.»

С.П. Тимошенко дважды посещал Советский Союз. В 1958 году он приезжал для изучения советской школы инженерного образования. А в 1967 году 89-летний учёный приезжал, чтобы попрощаться с Родиной. Он встречался со своими коллегами в Москве, Ленинграде, Киеве – городах, где прошла его молодость. А узнав о том, что в СССР большими тиражами издаются его книги, он отказался от гонораров, передав их в фонд премии за лучшую работу по строительной механике.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Post Navigation