Когда-то весь мир изучал нашу систему образования. Скопировав и развив у себя эту систему, маленькая Финляндия вышла в мировые лидеры по образовательному уровню населения. Мы же с маниакальным упорством продолжаем уничтожать наше уникальное национальное достояние даже сейчас, когда от него почти ничего и не осталось. За 20 лет мы преуспели в создании поколения тупиц, растеряв почти все достижения, которыми была славна Россия. Чтобы понять, какое образование мы потеряли, полезно обратиться к свидетельству такого авторитетного специалиста как С.П. Тимошенко.
Запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли вызвал в США огромный интерес к советской науке и системе образования. «Я благословил русских за их дерзания…» – написал по поводу этого события американский писатель-фантаст Рэй Брэдбери. Но преобладала, всё же, озабоченность падением престижа Соединённых Штатов как мирового лидера в научно-технической и военной областях.
Основной причиной отставания США в космической гонке было признано несовершенство американского инженерного образования. Запуск первого советского искусственного спутника Земли заставил американцев изучать опыт СССР в создании системы массовой подготовки квалифицированных инженеров. С этой целью в 1958 году нашу страну посетил выдающийся учёный и инженер, выходец из России, Степан Прокофьевич Тимошенко.
Результатом этой поездки стала книга «Инженерное образование в России», в которой С.П. Тимошенко дал сравнительный анализ систем образования в дореволюционной России, Советском Союзе и в США. Выводы, сделанные учёным, говорят о том, что успех советской науки не случаен, а обусловлен правильными принципами, заложенными в систему российского образования. Вот что пишет сам автор:
Образование в Российской империи
«…студенты с хорошей математической подготовкой выявлялись на конкурсных вступительных экзаменах. Это позволяло начинать преподавание математики, механики и физики на довольно высоком уровне уже на первом курсе и дать студентам достаточную подготовку по фундаментальным предметам в первые два года.»
«Престиж профессора в инженерных учебных заведениях был очень высок, и лучшие таланты страны состязались за право замещения вакантных должностей в преподавательском штате.»
«Профессия инженера ставилась в России очень высоко, и число молодых людей, желавших ее получить, было в несколько раз больше числа вакансий.»
«Русские инженерные учебные заведения не ограничивали свою деятельность обеспечением преподавания различных инженерных предметов по программе, но принимали активное участие в дальнейшем развитии инженерных наук. Институтские лаборатории служили не только для учебных целей, но также и для научных работ преподавателей и для решения технических задач, поставленных промышленностью и государством.»
Образование в СССР
«Общая организация школ и методов преподавания очень похожа на ту, что имела место в дореволюционные годы… Программы требуют от учеников концентрированной и серьезной работы и дают хорошо сбалансированное количество знаний в таких областях, как математика, естественные науки и языки.»
«… для того, чтобы школьник окончил школу в заданный срок, от него требуется значительная систематическая работа.»
«Мы видим, что значительное число часов занимает русский язык. Этот курс … содержит систематический обзор русской литературы по периодам. Кроме того, кратко изучается литература других народов, связанных с Россией.
По сравнению с дореволюционными годами изучению русской литературы уделяется больше времени, при этом ученики должны изучать не только старинную литературу, но также классическую русскую литературу девятнадцатого века и литературу, появившуюся после революции.»
«Кажется, старая привычка читать книги в свободное время продолжает существовать, и дети знакомятся не только с русскими, но также и с иностранными авторами.»
«Математика продолжает быть одним из самых важных предметов при обучении в средней школе.
…зная традиции русского среднего образования, связанные с серьезной подготовкой по математике и высокое качество их учебников, мы можем быть уверены, что высшие технические учебные заведения, предъявляя серьезные требования на вступительных экзаменах, смогут отобрать учеников с хорошей подготовкой по математике.»
«Инженерная профессия всегда считается одной из самых престижных в России и привлекает внимание лучших учеников средних школ.»
«От студентов требуется не только умение применять теорию к решению задач, но также знание основ самой теории и методов вывода формул, используемых при решении задач. Чтобы проверить эти знания, в русских институтах используются устные экзамены в добавление к письменным. Только таким путем профессор может выяснить понимание студентом основ предмета и его способность выражать свои мысли на правильном научном языке. Система «да-нет» при приеме экзаменов, столь популярная в некоторых американских школах, и американский метод проверки и оценки экзаменационных листов в отсутствие студента, в России не практикуется.»
«Требования по физике теперь намного серьезнее, чем в дореволюционное время.»
«Нужно отметить, что в соответствии с высоким престижем положения профессора институты привлекают к преподавательской работе в области конструирования лучших инженеров с производства.»
«…высшие технические учебные заведения предназначены там не только для учебных целей, но и для будущего развития инженерных наук.»
«…наиболее важным достижением России в инженерном образовании является, по моему мнению, организация подготовки инженеров нового типа, которых мы назовем инженерами-исследователями. Эта подготовка базируется на широком изучении таких фундаментальных наук, как математика, механика, физика с целью устранения разрыва между чистыми и прикладными науками.»
Сравнение образования в СССР и США
«Сравнивая учебные планы русских и американских высших технических учебных заведений, можно заключить, что одним из принципиальных факторов, влияющих на эти учебные планы, является разница в подготовке, полученной в средней школе. Повышенные требования по математике и естественным наукам и большие конкурсы на вступительных экзаменах позволяют преподавать фундаментальные науки – такие, как математика, механика, физика и химия на более высоком уровне, чем у нас. Это же касается общеинженерных дисциплин…»
«…с нашей слабой подготовкой в средней школе мы не сможем, по-видимому, достичь того, что имеют сегодня высшие учебные заведения России.»
«Русские высшие технические учебные заведения уделяют большое внимание проектированию, и, путем введения дипломного проекта, они стараются подготовить своих студентов к реальной практической работе.
Американские высшие технические учебные заведения дают очень мало своим студентам в этой области.»
«Я не сомневаюсь, что наше инженерное образование может быть доведено до того же уровня, что и в России…, но только если будут введены повышенные требования по таким фундаментальным предметам, как математика, механика и физика.»
ПОСЛЕСЛОВИЕ
К сожалению, мы пошли в противоположном направлении и довели наше инженерное образование до того же уровня, что и в США 50-х годов, снизив требования по фундаментальным дисциплинам и широко внедрив порочный американский «метод проверки и оценки экзаменационных листов в отсутствие студента» и систему «да-нет».
Первый советский искусственный спутник Земли был запущен всего лишь через 12 лет после ужасной войны, принесшей огромные жертвы и разрушения. Это удалось сделать не только благодаря тому, что была сохранена значительная часть интеллектуального потенциала страны, но и потому, что действовавшая тогда система образования интенсивно восполняла и развивала этот потенциал.
Каковы бы ни были материальные потери, эту беду всегда можно преодолеть, если в стране есть светлые головы. Но незавидна участь страны, где образование подвергается непродуманным реформам.
Комментарии