Цели формирования образовательной системы

дерево целей фото

Дерево целей

За последние два десятилетия лет образование на постсоветском пространстве изменилось коренным образом и, к сожалению, далеко не в лучшую сторону. Создается впечатление, что попытки реформирования образования делаются без четко сформулированной генеральной цели, что делает сам процесс реформирования не только бессмысленным, но и крайне вредным.

Достаточно сравнить учебные работы студентов, выполненные два десятилетия назад, и современные студенческие работы, чтобы убедиться в резком падении их уровня. Контакты автора с коллегами позволяют сделать вывод о том, что тенденция снижения уровня образования наблюдается в России, Украине и, по-видимому, на всём постсоветском пространстве.
Современные учебные заведения, в большинстве своём, используют узкий подход к образованию, формирующий репродуктивную форму мышления: изучение – запоминание – воспроизведение. Такой подход приучает мыслить стереотипами, не способствует развитию личности и не может обеспечить выполнение всей полноты целей образования.
Учитывая, что высокий уровень образования населения является необходимым условием культурного, научно-технического и политико-экономического развития государства, следует признать задачу восстановления и дальнейшего совершенствования образовательной системы первоочередной и неотложной.
В соответствии с принципами системного анализа первым этапом решения данной задачи должно стать формулирование генеральной цели образовательной системы. И, прежде всего, необходимо четко определиться с понятиями «образование» и «обучение».

Образование и обучение

Обучение преследует достаточно узкую цель: дать учащемуся зна-ния, умения и навыки, необходимые в будущем (для изучения последую-щих дисциплин, для сдачи экзаменов, для поступления в вуз, для успеш-ной работы по выбранной специальности и т.д.).
Цели образования значительно шире. Само слово «образование» указывает на то, что в этом процессе человек образовывается. Получая образование, учащийся не только приобретает знания и профессиональные навыки, но и совершенствует себя как личность.
Конечно, обучение и образование – взаимосвязанные процессы. Приобретая знания, обучаясь, человек образовывается в различных на-правлениях: повышает свой интеллектуальный уровень, приобретает привычку трудиться, развивает волю, заставляя себя выполнять рутинную работу, развивает память и т.д. С другой стороны, интеллектуально и духовно образовываясь, человек совершенствует свои способности к приобретению знаний и профессиональных навыков.
Но все же, цели образования и обучения различны, а, следовательно, различны и средства, и способы достижения этих целей, и необходимые для этого организационные мероприятия.

Генеральная цель образовательной системы

Практика показывает, что интеллектуально и духовно развитый человек способен приобретать новые знания, хорошо ориентируется в особенностях различных профессий, имеет возможность коренным образом изменить сферу своей профессиональной деятельности и т.д. Следовательно, учебное заведение должно привить учащемуся вкус к образованию, научить учиться, помочь ему образовывать себя как личность.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую генеральную цель образовательной системы:
- подготовка учащихся к самостоятельной творческой организации собственной жизни в рамках традиций, общественных законов и политико-экономической системы государства; приобретение знаний, умений и навыков, необходимых в будущей трудовой деятельности.

Основные подцели образовательной системы

Для достижения сформулированной генеральной цели образовательный процесс должен преследовать три основные подцели:
- интеллектуальное развитие учащихся, т.е. развитие умения мыслить, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать прогнозы, планировать и т.п.;
- обучение, т.е. приобретение знаний, профессиональных навыков, развитие умения учиться и внутренней потребности в приобретении новых знаний;
- духовное развитие, т.е. развитие способностей постигать мир с помощью чувств, художественных образов, искусства, развитие умения чувствовать внутренний мир других людей и общаться с ними, закрепление моральных норм, как внутренней потребности духовно развитой личности.

Фундаментальность образования

Для достижения основных подцелей образования образовательную программу необходимо разрабатывать так, чтобы изучаемые дисциплины взаимно дополняли друг друга.
Так, например, изучение математики способствует развитию аналитического мышления, умения рассуждать в рамках формальной логики. Но законы природы не укладываются в рамки формальной логики. Поэтому изучение математики без одновременного изучения физики как науки, широко применяющей математические модели, может привести к формированию неправильного представления об окружающем мире. Приведённый пример отражает суть междисциплинарного взаимодействия.
В рамках единой учебной программы делить дисциплины на «фундаментальные» и «нефундаментальные» бессмысленно. Фундаментальность образования обеспечивается выполнением следующих требований:
- изучаемые дисциплины, их содержание и взаимосвязи должны составлять единую систему, направленную на достижение генеральной цели и основных подцелей образования;
- совокупность изучаемых дисциплин должна охватывать главные достижения культуры человечества независимо от будущей сферы деятельности учащегося.
Для разработки учебных программ, отвечающих требованиям фундаментальности, изучаемые дисциплины полезно разделить на базовые и профессионально ориентированные.

Базовые дисциплины образовательного процесса

Базовыми являются те дисциплины, которые изучаются всеми учащимися, независимо от выбранной профессии.
Именно в адрес таких дисциплин чаще всего направлены стрелы критики. Жалобы на перегрузки, на то, что учащийся, который хочет стать, например, актером, вынужден изучать ненужную ему органическую химию, встречаются в критических статьях наиболее часто.
Реагируя на эту, очень часто справедливую критику, необходимо все же идти не по пути снижения уровня изучения дисциплин, а по пути оптимизации программ под сформулированные подцели образования.
Базовые дисциплины следует ориентировать на достижение первой и третьей подцели образования, т.е. программы базовых дисциплин должны быть направлены на интеллектуальное и духовное развитие личности учащегося.
Критерием ценности базовой дисциплины и основанием для её выбора в качестве таковой должно являться соответствие содержания данной дисциплины основным подцелям образовательного процесса.
Главное в базовой дисциплине – её развивающий аспект. Базовая дисциплина не должна быть ориентирована на получение учащимся энциклопедических знаний в какой-то конкретной области. Но, изучая базовую дисциплину, учащийся должен усвоить её задачи, методы, логику рассуждений, основные результаты и знать её место в системе общечеловеческих и традиционных ценностей.

Профессионально ориентированные дисциплины образовательного процесса

Часто приходится слышать, что выпускники вузов не готовы к профессиональной деятельности, что их приходится доучивать на рабочем месте. Этой проблеме не менее полувека, но, несмотря на многочисленные попытки изменить ситуацию к лучшему, она продолжает оставаться актуальной.
И опыт, и логика показывают: профессиональную подготовку невозможно полностью завершить в учебном заведении. С одной стороны, в наше время содержание профессиональной деятельности быстро меняется, а образовательный процесс по своей природе инерционен. С другой стороны, многие выпускники по окончании вуза кардинально изменяют сферу своей деятельности. Поэтому, даже хорошо организованная практика студентов старших курсов на рабочих местах не решает проблему профессиональной подготовки. Следовательно, дополнительное обучение молодого специалиста на рабочем месте неизбежно.
Задача вуза в этих условиях – подготовить выпускников к быстрому освоению профессиональных навыков на новом рабочем месте, «научить учиться». Здесь на первый план выступают первые две подцели образования.
Профессионально ориентированные дисциплины должны образовывать единую систему, направленную на получение учащимся таких знаний, умений и навыков, которые позволят ему быстро адаптироваться на новом рабочем месте.

Заключение

Каждая страна должна создавать такую систему образования, которая в наибольшей степени отвечает интересам развития её граждан и государства в целом. Слепое копирование чужого опыта здесь недопустимо.
Социокультурные процессы в России существенно отличаются от таковых, как на Западе, так и на Востоке. В связи с этим, трудно ожидать, что мы, в обозримом будущем, сможем конкурировать в производительности труда и качестве выпускаемых товаров, скажем, с Германией, Японией или даже с Китаем.
В то же время, опыт XX века показывает, что даже при самых неблагоприятных условиях мы можем занимать передовые позиции в фундаментальной науке и в наукоемких областях техники. В самом деле, российские (советские) ученые и инженеры внесли огромный вклад в самые впечатляющие достижения XX века: радио, телевидение, авиация, освоение космоса, лазерная техника, овладение энергией атомного ядра, военная техника. Даже этот, далеко не полный перечень, говорит о том потенциале, который мы должны были бы использовать в первую очередь.
Но в последние два десятилетия государство и общество старательно уничтожало научный и технический потенциал страны. Можно ли его возродить и приумножить? Можно, если такая цель будет поставлена в ближайшее время. Необходимым условием достижения этой цели является неотложное совершенствование образовательной системы.
То направление образовательной реформы, которое сейчас принято, копирует западный опыт массового «производства» исполнителей и потребителей. Для нас это неприемлемо. Мы никогда не сможем конкурировать в исполнительности с немцами и в трудолюбии с китайцами. Нам их в этом отношении никогда не догнать.
Конкурировать мы сможем только в области идей. Нам нужно обеспечить массовую подготовку людей креативных, обладающих творческими способностями. Под эту цель и необходимо разрабатывать образовательную систему страны.
Параллельно необходимо создавать такие условия, которые бы давали возможность людям реализовывать свои творческие способности внутри страны. Но это уже тема для другой статьи.

P.S. В нашей стране уже была создана и многие годы успешно действовала лучшая в мире система физико-математического и технического образования. Зачем она была сломана, это отдельный вопрос. Но те, кто за это ответственны, получили именно советское образование. И если они теперь считают, что советское образование было плохим, то, значит, они получили плохое образование и не имеют права заниматься его реформированием. А если они получили хорошее образование, то, спрашивается, зачем они сломали образовательную систему, которая дала им это хорошее образование?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Post Navigation